Последние несколько лет на железной дороге представляется много новинок и модификаций моторвагонного подвижного состава. Создание новых моделей электропоездов стимулируется прекращением импорта комплектующих и уходом ведущих мировых производителей подвижного состава и компонентов с Российского рынка. В июле 2023 Иннопром в Екатеринбурге был презентован электропоезд ЭС104, который называют "первой полностью российской ласточкой".

Изменённая форма кабины. На первых фотографиях поезд был представлен с обтекателем автосцепки, по очертаниям кабина напоминала ЭГ2Тв "Иволга", но позже уже на испытаниях уже никакого обтекателя нет. Вместо него уже установлены фальш-борта, из которых выступает автосцепка СА-3 с рукавами пневматических магистралей, над ней видна электрическая часть сцепки, фирмы Harting. Возможности поднять "клюв" - обтекатель автосцепки, в отличии от Иволги на ЭС104 нет. Для доступа к сцепке придется его откручивать. Во время испытаний установлен вариант с фальш-бортами и открытой автосцепкой, для быстрой возможности сцепки с локомотивом.

Электропоезд ЭС104-001

Электропоезд ЭС104-001

За окрашенным в отражающий ярко-оранжевый фальш-бортом у ЭС104 скрываются розетки и штепсели для подключения к локомотиву, для обеспечения питанием постоянным током 3кВ потребителей поезда, таких как преобразователи собственных нужд, климатические установки, санузлы, холодильники и т.п. Также там расположен крэш-модуль. Над фальш-бортом располагаются светодиодные сигнальные фонари, которые, в зависимости от режима работы светятся белым или красным. Также за решётками спрятаны тифоны, а между ними установлен стеклоочиститель с пневматическим приводом. Выше располагается лобовое стекло, за которым в верхней части располагаются верхние сигнальные огни и маршрутоуказатель, а над ними прожектор.

Электропоезд ЭС104-001

Электропоезд ЭС104-001. Вид спереди на кабину управления.

Кузова вагонов остались прежними, от проекта Desiro Rus, представляют собой самонесущую конструкцию из алюминиевых профилей. Головные вагоны оснащены крэш-модулем для энергопоглощения при аварийных столкновениях. Немного изменена форма боковых стенок у кабины, из-за особенностей формы фронтальной маски, теперь они не имеют закругления, как на привычных нам ласточках. Кузов головных вагонов немного видоизменён из-за изменения формы фронтальной маски. Фронтальная маска произведена ООО "Урал-Полимер" в г. Челябинске.

Салон электропоезда. Салон также остался практически неизменным. Те же прислонно-сдвижные двери производства АО "Стекломаш" (Орехово-Зуево, Московская область), которые применялись на ЭС2Г и ЭС1П. Такая же компоновка салона с сидениями 2 + 3. Из отличий - цвет обивки сидений, здесь он темносерый с геометрическим узором. Сидения имеют подъемные подлокотники.

Электропоезд ЭС104-001. Салон электропоезда.

Электропоезд ЭС104-001. Салон электропоезда.

В 5-вагонном составе ЭС-104, как и в электропоездах серии ЭС2ГП и ЭС1П установлено 3 санитарных модуля - в одном головном вагоне одинарный, в другом головном вагоне 2 санузла. В санузлах установлены вакуумные унитазы, маленькие раковины с сенсорными изливами и сенсорные дозаторы мыла, пеленальные столики. Можно заметить, что в салоне появились камеры наблюдения. Теперь, к скрытым четырем камерам в салоне добавили ещ как минимум 5 на каждый вагон: в каждый дверной проем и межвагонный переход.

Электропоезд ЭС104-001. Дополнительные камеры видеонаблюдения

Электропоезд ЭС104-001. Дополнительные камеры видеонаблюдения

В дверных проемах камеры обращены в сторону противоположных дверей.

Состав оборудован подножками для низких платформ, и поэтому в головном вагоне есть подъемники для маломобильных пассажиров.

Расположение оборудования и переключателей кабины управления не имеет отличий от предшественников, кроме того, что лобовое стекло стало меньше из-за низко расположенного табло с сигнальными огнями.

Общий вид пульта управления электропоезда ЭС104-001

Общий вид пульта управления электропоезда ЭС104-001

Вместо тумблеров БВ и токоприемник установили поворотные переключатели. Под правой рукой всё также располагается кран машиниста 345. Рабочее место помощника машиниста практически не изменилось.

Оборудование, расположенное на вагонах. На Ласточках платформы Desiro оборудование располагалось так:

  • головные вагоны (01,05) - тяговый преобразователь (ТП), асинхронные тяговые двигатели (АТД) на каждую ось (4шт);
  • токосъемные вагоны (02,04) - преобразователь собственных нужд (ПСН), аккумуляторные батареи, токоприемники (ТкП), вспомогательные компрессоры (ВК);
  • компрессорный вагон (03) - 2 главных компрессора (ГК).

На ЭС104 же оборудование размещено по другому:

  • головные вагоны (01,05) - ПСН, аккумуляторные батареи, ГК;
  • токосъемные вагоны (02,04) - ТП, 4 АТД, ТкП, вспомогательные компрессоры (ВК);
  • прицепной вагон (03) - оборудования нет.
Электропоезд ЭС104-001. Расположение главного компрессора

Электропоезд ЭС104-001. Расположение главного компрессора

Оборудование под головным вагоном ЭС104. ГК расположили за первой тележкой. Теперь на головных вагонах немоторные тележки, на каждой оси расположено по 3 тормозных диска. Моторные тележки расположены теперь на токосъемных вагонах (02, 04). По механической части отличия от сименсовских ласточек практически отсутствуют. Да и вообще табличка на раме тележки говорит о том, что их сертифицировали и использовали на электропоездах серии ЭС2ГП.

Колесно моторный блок повторяет Сименс

Колесно моторный блок повторяет Сименс

Рессорное подвешивание второй ступени - пневмоподвеска. Производитель пневмоподушек - GMT.  Соединение между вагонами пневматических магистралей, производитель рукавов Aeroquip. Тормозное оборудование используется аналогичное ЭС2Г, производитель АО МТЗ Трансмаш.

Контейнер блок тормозного оборудования

Контейнер: блок тормозного оборудования, резервуары: главный, питательный и системы пневматического подвешивания.

Со среднего вагона были убраны главные компрессоры. В будущем, возможно тут могут разместиться тяговые батареи, для автономного движения. Расположение главных компрессоров на головных вагонах позволяет использовать конфигурацию поезда с тремя моторными вагонами, что позволит увеличить ускорение состава.

Тяговый преобразователь производителя "ГОРИЗОНТ"

Тяговый преобразователь производителя "ГОРИЗОНТ"

Тяговый преобразователь производителя "ГОРИЗОНТ" разместился на втором и четвёртом - токосъемных вагонах. Можно сказать, что ЭС104 привели к традиционной для поездов СССР, а позже России компоновке, где моторвагонный подвижной состав состоит из секций, состоящих из моторного и прицепного (головного) вагонов. Аккумуляторные батареи также перемещены на головные вагоны.

Аккумуляторные батареи в ящике подвагонного оборудования головного вагона.

Аккумуляторные батареи в ящике подвагонного оборудования головного вагона.

Крышевое оборудование электропоезда ЭС104. Здесь на головном вагоне мы встречаем климатическую установку (КУ) кабины машиниста, КУ салона и ПСН.

Расположение оборудования на крыше головного вагона: ПСН, КУ салона, КУ кабины

Расположение оборудования на крыше головного вагона: ПСН, КУ салона, КУ кабины

Преобразователь собственных нужд, производства "Горизонт" имеет систему автоматического пожаротушения и использует воздушную систему охлаждения - принудительную вентиляцию.

Преобразователь собственных нужд, производства "Горизонт"

Преобразователь собственных нужд, производства "Горизонт"

Климатическая установка салона. На всех вагонах установлены КУ салона одного типа. Производитель КУ салона ООО "Тракс", он же поставляет КУ для поездов "Иволга". Фильтры меняются с крыши, видно установленные электроприводы Belimo. Вентилятор КУ салона производителя Ebmpapst.

Климатическая установка салона

Климатическая установка салона электропоезда ЭС104

Крышевое оборудование токосъемного вагона:

Охлаждающая установка тягового преобразователя.

Охлаждающая установка тягового преобразователя.

  • Токоприемник ЛА 19-СЭТ 160 1200;
  • Быстродействующий выключатель - ВАБ-УЭТМ-55-1600 - АО УЭТМ;
  • Климатическую установку салона;
  • Установку охлаждения тягового преобразователя - Новосибирский энергомашиностроительный завод Тайра;
  • Тормозные резисторы.

Большинство оборудования уже знакомо читалю, унаследовано у предыдущих поколений Ласточек имеет схожие технические характеристики и назначение.

Тормозные сопротивления для реостатного электродинамического торможения

Тормозные сопротивления для реостатного электродинамического торможения

БВ, вилитовые разрядники (ограничители напряжения) и заземлитель 3кВ

БВ, вилитовые разрядники (ограничители напряжения) и заземлитель 3кВ

Группа Telegram

Группа вКонтакте

Фотопоток МВПС вКонтакте

Цветной логотип информационной системы Машинист Электропоезда и М. Веселова

2023 © Максим Веселов. Все права защищены.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.